Блог

Что нужно знать о маркетинге

Порой мои клиенты не совсем понимают, что такое маркетинг, но хотят применить его к своей деятельности: будь то сфера услуг, продажа товаров или производство. В таких случаях мы начинаем с азов, и я объясняю, что никакого волшебства в маркетинге нет. Маркетинг - это не “впаривание”, и сбытовая функция маркетинга всего лишь одна из. 


О маркетинге примерно десятьтыщ понятий, как истинный олдскульный маркетер процитирую классика: “Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена” (Ф.Котлер)

Нужда - это острое ощущение человеком нехватки чего-то. А потребность - это тот объект, который “закроет” нужду. Человек хочет пить. Что он сделает: нальет себе водички из-под крана, возьмет холодную минералку без газа в холодильнике магазина, закажет чай в кафе? Зависит от ситуации и его представлений о том, что может удовлетворить нужду. Задача маркетолога - обнаружить такого человека (кто он? где он? что он покупает чаще всего?), выявить его потребность (в чем именно нуждается? чего он хочет?) и предложить товар или услугу. Большинство людей консерваторы, и покупают то, к чему привыкли. Если вы входите на рынок с незнакомым товаром / услугой, вам придется убедить своего потребителя в том, что товар/ услуга обладает свойствами, которые могут закрыть нужду на более выгодных, чем у конкурента, условиях. В тот момент, когда потребность клиента оформилась в запрос (то есть оказалась подкрепленной покупательской способностью), он уже должен знать о вашем товаре или услуге. Человек выбирает товар, который приносит ему наибольшее удовлетворение. 

Даже в самой маленькой компании есть маркетинг. И чем меньше компания, тем шире функция маркетолога. Часто руководитель такой компании выполняет функции маркетолога: сам разрабатывает стратегию развития и реализует ее - либо силами менеджеров, либо на аутсорсе (с привлечением сторонних агентств).

В основе любой стратегии - так называемый “маркетинг-микс”, и если вы хотите самостоятельно заниматься продвижением, нужно глубже изучить это понятие. Другие названия -  комплекс маркетинга или 4P, где product продукт, price цена, place место в значении каналы сбыта, promotion собственно продвижение. Невозможно эффективно использовать продвижение без проработки всех составляющих.

Для самостоятельного построения стратегии необходимо познакомиться с понятием целевой аудитории (и научиться ее сегментировать), уметь проводить конкурентный анализ (и другие исследования), ну и владеть знаниями о всех (ну ладно, почти всех), инструментах маркетинга, коих очень много (у нас ведь есть офлайн и онлайн маркетинг). Тянет на небольшой курс, верно?

Маркетинг, увы и ах, наука очень гуманитарная, несмотря на ее связь с экономикой. И кульминация сего опуса такова, что наибольшую пользу вам сможет принести специалист с опытом, и только. У меня есть дипломы Рима-А (Nima), Нетология и несколько кратких курсов за плечами, но никогда я не чувствовала себя так уверенно и на своем месте без 10 реально отработанных в маркетинге лет. После окончания любой из вышеперечисленных учеб у меня в голове гулял бы легкий ветерок вперемешку со скучными терминами и кейсами, которые так любят давать в маркетинге. А еще мне это давало бы смелость делать громкие заявления. Но ладно, речь не обо мне. Начинающим маркетологам я рекомендую набирать практику в агентстве или в большом отделе маркетинга, где есть опытные спецы. 

Маркетинг бывает такой и сякой. Я за клиентоориентированный маркетинг, и советую стремиться именно к такой форме работы. Вы скажете: Даааа! Мы такие! Ну что ж…

Да прибудет с вами сила и озарение!


Made on
Tilda